Verification: 72cdca7e372d0c77

Пятница, 26.04.2024, 10:31Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
МАДОУ Детский сад № 404, г. Пермь
Разделы сайта
  • Главная страница

  • Новости

  • Сведения об образовательной организации

  • Питание

  • Контакты

  • Информация для родителей

  • Наши достижения

  • В методическую копилку

  • Фотографии

  • Вести из групп

  • Краткосрочные образовательные практики

  • Комплектование 2015-2016

  • Наш вернисаж

  • Карта сайта
  • Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Назад

    Зачем ребенку музыка


    Кто музыки не носит в своем сердце,
    Кто холоден к гармонии прелестной,
    Тот может быть предателем,
    лжецом…
    В. Шекспир

    Зачем ребенку музыка? Хочу начать со строчек из письма: «Стоит ли столько времени, сил и нервов тратить на обучение музыке? Ведь эти занятия так мало дают ребенку для жизни. Куда полезнее, на мой взгляд, заняться спортом, выучить иностранный язык или даже просто погулять».

    Красота не уживается со злом.

    Первый нарком просвещения А. В. Луначарский великолепно сказал: «Образованный человек — это человек, в котором доминирует образ человеческий», т. е. человек, который способен к сопереживанию, умеющий и в любви, и в ненависти сохранить человеческое лицо. Мы много внимания уделяем умственному воспитанию детей. Сегодня неграмотный человек — музейная редкость. Труднее обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности — интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. «Опасность не в том, — сказал на конференции по музыкальному воспитанию украинский математик Г. Суворов, — что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнёт думать, как машина».
    Действительно, если человека лишить эмоций, то он превратится в робота. Он перестанет мечтать, любить и надеяться. Иногда родители прилагают все свои силы, чтобы их дети получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о духовном мире ребенка, его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.
    И тут на помощь может прийти музыка…

    Основную тенденцию современной музыкальной педагогики точно сформулировал Д. Б. Кабалевский: «Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность». У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств.
    Известный американский педагог Бенджамин Спок писал: «Каж-дому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны. Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми».
    Одним из важнейших средств эмоционального развития ребенка становится музыка, для которой язык эмоций родной. Слушая музыку, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.

    О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Тот са-мый Пифагор, который больше известен нам как математик и астроном, сказал свое слово и в античной эстетике. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, — свидетельствует его современник, — он легко поворачивал к противоположному состоянию страсть, неуместную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели». Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов, силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки.
    «Человек, взявший в руки скрипку, — гласит народная мудрость, — не способен совершить ничего плохого». Музыка, понятая и прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственного воспитания. Погрузившись в солнечный, просветленный мир Моцарта или в неистовый, полный мятежного духа и героического движения мир Бетховена, человек становится лучше, нравственно чище. Музыка учит добру.
    Наша задача привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить ее в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее в жизни, и в человеческих отношениях.

    Музыка жить помогает.

    С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоцио-нальной культуры, воспитание чувств. Эмоциональная же культура в свою очередь стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить. Музыка создает благодатный фон для общения детей и родителей. Дети и взрослые становятся ближе и понятней друг другу. Как показали совместные исследования венгерских и немецких уче-ных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способно-стями ребенка. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают. Музыка будит мысль. Слушание музыки не только помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира, но и развивает, так сказать, мужские качества: решительность, мужество, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: «Музыка должна высекать огонь из мужественной души». В трудные годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником нравственной силы. Знаменитая песня А. Александрова «Вставай, страна огромная» была исполнена для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале 25 июня, через три дня после начала войны. А седьмая Ленинградская симфония Шостаковича прозвучала в марте 1942 года. Причем, многие музыканты для исполнения симфонии были отозваны с передовой. Музыка приходит на помощь человеку в самые трудные, самые трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на «Титанике» возник пожар, корабль стал тонуть, и спасения уже не было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе, остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком. Из воспоминаний многих замечательных людей видно, какое боль-шое место музыка занимала в их жизни.

    •  Стендаль: «Слушая хорошую музыку, я сосредоточиваюсь с большей ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне».
    • И. Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал».
    • Ч. Дарвин: «…если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
    • А. И. Герцен: «Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую…»
    • И. С. Тургенев: «Редко что может меня заставить плакать. Еще иногда стихи Пушкина до слез тронут, — а от музыки часто плачу».
    Духовному развитию детей способствует не только слушание музыки, но и все другие формы музыкального воспитания — пение в хоре, обучение игре на музыкальном инструменте. А как много дает ребенку пение! Он ощущает ответственность за общее звучание песни, и радость коллективного творчества, и облагораживающее влияние самой песни. Недалеко время, когда музыка станет решать непосредственно не только задачи эстетического, но и нравственно-воспитательного характера. «Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, — пи-сал Василий Александрович Сухомлинский, — важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность — это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убежден, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».

    Назад